Старинные поселки с новой пропиской

Сегодняшний Королев простирается на восемь километров от Ярославского шоссе до поселка Гознак - жилого массива, наиболее удаленного от городского центра, включив в себя Горки (и Старые, и Новые), дачные кооперативы «Красная Новь» и «Красный Воин». С присоединением этих территорий к единому Калининграду город получил собственные «зеленые легкие». На территории Калининграда оказались дома отдыха и санатории, профилактории, пансионаты и пионерские лагеря. Удивительная природа - Клязьма со своей долиной, сосновые боры, березовые рощицы, старые липовые аллеи - и в послевоенное время продолжала привлекать многочисленных дачников. Значительным событием стало строительство нового моста через Клязьму, осуществленное в те же годы. Старый деревянный Шапкин мост, соединявший улицу Кирова в Горках с безымянным проездом вдоль забора Болшевского машиностроительного завода, уступил место новой железобетонной мостовой конструкции, установленной несколько ниже по течению реки. Любопытно, что этот новый мост и болшевцы, и жители Горок по традиции продолжают до сих пор называть Шапкиным.


У каждого из бывших поселков, сел, деревень, присоединенных к городу в 1963 году, была собственная история появления и развития. В этих местах происходили примечательные события. Здешние улицы, дома, деревья помнят многих знаменитых людей. В разные годы послевоенного пятидесятилетия в Болшеве жили, работали, бывали в гостях такие знаменитые люди, кок педагоги Е.А. Литвинова, Л.А. и Б.П. Никитины, архитектор В.А. Литвинов, поэтесса К.А. Некрасова. А сколько перебывало великих и выдающихся людей в доме замечательного филолога и театроведа С.Н. Дурылина, жившего в Болшеве до декабря 1954 года!

Еще в 1930-е годы в Болшеве был основан Дом творчества кинематографистов. Сорок послевоенных лет (с 1945 по 1985 год) вписали в историю Дома творчества столько ярких страниц, что только для упоминания всех выдающихся людей, бывавших здесь, требуется отдельная книга. Впрочем, она уже написана. И даже выдержала не одно, а несколько изданий. Это «Болшевские рассказы» С.И. Фрейлиха.

В предисловии автор пишет: «Здесь хорошо думается. Надо только пораньше встать, выйти из Дома и спуститься к реке: по ее течению потянулись куда-то умирать туманы, утреннее солнце уже дает себя знать. Река, окаймив территорию, делает ее почти островом. Творчество требует такого уединения. А ведь место это - от Москвы рукой подать».

Драматурги, сценаристы, кинокритики, режиссеры, кинооператоры, актеры приезжали сюда прежде всего работать. Они не афишировали своего присутствия. Порой старожилы Горок, Болшева, Первомайкм даже и не могли себе представить что вот сейчас, рядом с ними, буквально в нескольких сотнях метров, сидит в своем номере, прогуливается по аллее или играет в теннис тот, чье имя они так хорошо знают и чье искусство так любят Они появлялись и на улицах Горок, заходили в гости к знакомым местным жителям и дачникам. Сохранились воспоминания о том, нто Сергей Лукьянов и Клара Лучко любили гулять по улице Ленина - знаменитой вязовой аллее в доме № 48 по улице Мира, у известного архитектора Мирона Мержанова часто гостил его брат - не менее известный военный и спортивный журналист, основатель еженедельника "Футбол" Мартын Мержанов. К ним заходили режиссеры Григорий Рошаль, Марк Донской, Генрих Оганесян, композитор Никита Богословский. А жительница Ленинского проезда (это совсем рядом с Домом Творчества) Т.И. Ерофева вспоминала, как сам Сергей Апрллинаиевич Герасимов "по-соседски" предлагал ей сняться в художественном фильме.



В Горках, где многое располагает к творчеству, кинематографисты жили и работали не только в своем Доме. Многие из них имели дачи в лесной части поселка. В 60-е годы дети горкинских дачников, просмотрев по черно-белому телевизору "Каменный цветок", "Нового Гулливера" или сверхпопулярную тогда "Сказку о потерянном времени", могли тут же столкнуться лицом к лицус автором этих фильмов - знаменитым кинорежиссером Александром Птушко. А немного поодаль - дача еще одного известного кинематографистаВладимира Гориккера - основателя жанра отечетсвенного фильма-оперы (его "Царская невеста" в те годы также пользовалась огромным успехом". А рядом с высоким берегом Клязьмы жил композитор Борис Мокроусов - автор музыки ко многим художественным кинолентам. И к его даче вела от болшевского Дома творчества "незарастающая музыкально-кинематографическая тропа"...

В Доме творчества была своя библиотека. Вот уж где можно было воочию наблюдать весь цвет отечественного кинематографа! В течение многих лет библиотекой заведовала Наталья Львовна Сугак. Она замыслила создать здесь музей, собрав воспоминания обитателей Дома о своей профессии, о коллегах - кинематографистах, об этом поистине уникальном Доме творчества, имеющем мало аналогов во всем мире, книги с автографами создателей первых советских фильмов, свидетелей зарождения и расцвета в нашей стране кино - одного из наиболее массовых видов искусств.

Но идея осталась неосуществленной. Сегодня в коридорах Дома творчества не звучат голоса критиков и искусствоведов, в номерах не слышно стука пишущих машинок (о компьютерах и речи нет - их просто не успели сюда завезти), на аллеях парка не видно прогуливающихся - поодиночке или группами - наших выдающихся актеров и режиссеров. У Союза кинематографистов пока нет средств, чтобы вдохнуть новую жизнь в это сказочно красивое и без сомнения - историческое место ближнего Подмосковья.

На улицах Горок сохранились дома, где жили знаменитые дач¬ники. Самуил Маршак, Лев Ошанин, Дмитрий Шостакович, писатели Иоанна Рунт-Брюсова, Анна Кальма, Кирилл Андреев - с произведениями этих авторов взрослели и на них воспитывались целые поколения. Имена многих других широко известны в области науки, техники за пределами нашей страны. Это архитектор, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, автор Ленинского мемориала в Ульяновске Борис Мезенцев, главный конструктор Горьковского автозавода, заслуженный деятель науки и техники России, доктор технических наук, лауреат пяти Гоусдарственных премий СССР Андрей Липгарт, конструктор вертолетов, дважды лауреат Государственной премии СССР академик Борис Юрьев, известный философ-методолог Георгий Щедровицкий, профессор Горного института Яков Герасимов. Здесь жил у своих друзей совсем молодой и никому еще на известный Николай Сличенко. Многие известные люди приезжают на дачи в Горки и сегодня: Андрей Скокан - архитектор, лауреат Государственной премии России, Александр Конов - дизаийер, заслуженный художник России, Павел Одесский - доктор технических наук, лауреат Государственной премии России.

А о том, что Горки находятся на территории космического города, не дают забыть имена многих космонавтов и деятелей, связанных с космическим производством, - В.А. Джанибекова, Г.А. Гречко, Г.А. Тюлина, Б.А. Дорофеева, К.А. Керимова, Ю.П. Семенова. Их дачные участки расположены в созданном в 1972 году кооперативе "Космонавт" или в непосредственной близости от него.

«Калининградский адрес» приобрела известная далеко за пределами Московской области школа-интернат для слепых и слабовидящих детей, расположенная в Старых Горках на территории бывшей усадьбы фабриканта А.П. Смирнова. И теперь уже не в Щелковском районе, а в Калининграде оказалось еще одно известное учреждение - филиал военного госпиталя имени Мандрыки, размещенный среди густой зелени Новых Горок.

В черте Калининграда тогда же оказалась и деревня Комаровка с ее знаменитой «Елисаветинской бесплатной лечебницей» XIX века.

Весной 1966 года в доме, соседнем со старинной лечебницей, посели-лись Борис Владимирович и Галина Сергеевна Заходеры. У этого дома - долгая и интересная история. Когда-то он принадлежал врачу лечебницы. Сменявшие один другого хозяева дома были врачами, музыкантами, музыковедами. И вот писателю Заходеру и его жене (между прочим, незаурядной художнице по тканям) довелось органично продолжить этот «ряд».

Галина Сергеевна вспоминает: «От Лёли (соседка Заходеров, племянница К.С. Станиславского. - Авт.) в день нашего бракосочетания мы получили совершенно бесценный подарок - фонарь из имения Алексеевых. Всего таких фонарей было два: так вот, теперь один из них стоит у нас в саду, и я имею возможность, и никогда ее не упускаю, хвастаться, что на этот фонарь в 1902 году смотрел сам Чехов!»
Тихая деревня, старый дом с фонарем, Клязьма... Возможно, все это помогало Борису Владимировичу Заходеру заниматься любимым делом.

Когда б не этот маленький мирок,
Мир для меня бы не был так широк, -

писал поэт в одном из своих стихотворений.

Заходера хорошо читать в любом возрасте, но, несмотря на это, его относили (а кое-кто продолжает относить и после смерти) к категории «детских писателей», потому что не счесть стихов и переводов, сделанных им для детей. Сам он весьма образно сказал об этом: «На мне появилось тавро (или клеймо) детского поэта». «Всю жизнь он писал «взрослые» стихи, - вспоминает Галина Сергеевна Заходер, - Творчество для взрослых - сама его душа, его стихия».

Душа повсюду запечатлена.
Хотя, увы, не каждому видна:
Она ведь позволяет делать снимки
В одном уборе - шапке-невидимке, -

эти строки из стихотворения «Взгляд» прекрасно отражают сущность жизни и творчества Заходера.

Я не писал. Душа сама
Все эти песни пела, -
Но есть и в них душа ума
И даже голос тела...

Многие годы соседями Заходеров были знаменитые академики-математики П.С. Александров и А.Н. Колмогоров, которые жили в доме той самой Елисаветинской лечебницы. А гостями дома Заходеров тоже были незаурядные люди. В разное время сюда приезжали: поэты Валентин Берестов, Наум Коржавин и Вадим Левин, писатели Владимир Войнович и Борис Балтер, критик Бенедикт Сарнов, актриса Рина Зеленая. В сентябре 1993 года, когда поэту исполнилось 75 лет, «Калининградка» опубликовала адресованные ему поздравительные строки: «Борис Заходер написал множество стихов, без которых не обойтись, вспоминая детство, любому, кто родился, начиная с середины пятидесятых. «На задней парте», «Никто и другие», «Считалия», «Мартышкино завтра», заходеровские пьесы есть в каждом «детном» доме... Все мы, читатели газеты - и дети, и взрослые, - горячо поздравляем писателя, безо всякой натяжки любимого».

История Болшево

Бывшее село Болшево (ныне в черте города Королева) упоминается в писцовой книге 1573 г. В списках 1852 и 1862 гг. название указывается в форме Большево, с 1912 г. — снова Болшево. В основе названия — фамилия Большев, известная с 1546 г. По названию села получила название открытая вблизи него в 1896 ж/д станцияБолшево, а из выросших близ нее дач в 1939 сформирован дачный поселок Болшево.

Болшево - самая древняя часть г. Королева (в документах XVI—XVIII вв. писалось Большево или Большово). В XII в. по Клязьме в районе Болшева находилось городище славянского племени вятичей. Через. Болшево проходил древний торговый путь из Московского княжества во Владимиро-Суздальское. Начинался он от устья Яузы. Это место называли Пристанищем. Товары грузили на лодки-однодеревки (выдолбленные из цельного дерева) или набойные (однодеревки, с набитыми на борт досками). Плыли по Яузе до Мытищ. Оттуда, где в Яузу впадает небольшая р. Работня, начинался восьмикилометровый волок на Клязьму. Спуск судов на воду происходил у селения Городище. Являясь своего рода контрольным пунктом, Болшевское городище практически было нежилым.

Мимо Болшева, из Киева во Владимир, проследовал со своей дружиной князь Андрей Боголюбский в 1159 г. В письменных источниках XVI в. под 1585, и 1586 гг. впервые называются деревни Болшево и Костино как владения думного дьяка Василия Щелкалова, видного государственного деятеля при Иване IV.

В 1620 г. по государевой грамоте с. Болшево с принадлежащими ему деревнями Городище и Комаровка перешло во владение боярина Ф.И. Шереметева. В 1651 г. “вотчина Шереметева... Болшево... дана внуку его князю Михаилу Одоевскому...”. В 1678 г. к Болшеву значились приписанными деревни Городище, Баскаки, Комаровка, Новинки и Власово. В 1682 г. в селе находилось 25 дворов крестьянских и восемь прочих (старосты, конюхов, попа). В 1776 г. князь П.И. Одоевский “предоставил Большово с деревнями в распоряжение попечительного комитета” на содержание учреждённого им убежища для бедных. (Отсюда произошло название Комитетский лес — ныне один из микрорайонов города.) В 1786 г. вместо деревянной церкви Космы и Дамиана в селе была построена каменная в стиле раннего классицизма. Первым каменным строением в округе была церковь в с.Костине, сооружения в 1695 г. (не сохранилась).
В середине XVIII в. владелец сельца Лапина (Спасское), близ Болшева (сейчас территория пос. Первомайский), помещик П. Пастухов устроил полотняную фабрику, первое промышленное предприятие на территории будущего города. На ней работали принадлежавшие ему крепостные крестьяне. Позднее фабрика была взята в казну (за недоимки владельца по питейному сбору в Ярославской губернии). Находясь в секвестре, она не работала, а крестьяне (66 мужчин) еще в 1781 г. были отпущены на “прокорм” на полотняную фабрику И. Тамеса в Москве. В 1799 г. фабрика была возвращена наследникам, а в 1803 г. продана крупному московскому купцу Ф.И. Пантелееву. В это время в Спасском оставалось 11 крестьян мужского пола. Пантелеев переоборудовал фабрику под шелковую (для шелкового производства, как он считал, легче было найти мастеров) и освободил приписных к фабрике крестьян (39 человек). В 1845 г. фабрика находилась в руках Ф.Ф. Пантелеева и значилась бумаготкацкой; на ней работало 62 человека, было 60 станов и вырабатывалось продукции на 49 тыс. руб. В 1853 г. число рабочих на фабрике выросло до 220. В 1866 г. она стала бумагопрядильной (ныне бумагопрядильная фабрика им. 1 Мая).

В Болшеве в середине XIX в. довольно крупным предприятием стала бумагокрасильная фабрика (позднее товарищество) Ф.А. Рабенека (ныне Болшевский машиностроительный завод). Она была основана в 1827 г. Это было первое крупное бумагокрасильное заведение в Московском уезде. В 1853 г. на фабрике насчитывалось 180 рабочих, имелось две машины и 19 котлов, продукции производилось почти на 142 тыс. руб. (окраска бумажной пряжи в красный цвет).
В день, когда совершилась Февральская революция, рабочие в Болшеве прекратили работу. С красными полотнищам на которых мелом было написано “Да здравствует свобода!”, “Долой царское самодержавие!”, с песнями ликующая толпа направилась к фабрике. На митинге был избран фабричный комитет (Е.В. Ганин, И.Е. Ласточкин и другие). Выступал Е.В. Ганин. Было принято решение арестовать полицию. На следующий день избрали депутатов в Московский Совет рабочих депутатов: С.Е. Шагова, И.Е. Ласточкина, П.И. Богомолова. В июне при фабрике был создан отряд Красной гвардии. Рабочих поддержал сход крестьян с. Болшева: в октябре он принял резолюцию о переходе власти в руки Советов.

Село Костино вплоть до революции оставалось владением богатых помещиков. В середине XIX в. оно принадлежало князьям Долгоруковым, а затем гофмейстеру царского двора М.Д. Жеребцову. Последним владельцем Костина был фабрикант Крафт.

Незадолго до революции в 5 км от Костина, на месте богатого имения чайного фабриканта С.В. Перлова, возник дачный поселок. На территории усадьбы находились двухэтажный каменный дом, манеж, конный двор, кузница, фруктовый сад. Хозяин проиграл имение на скачках. Новые владельцы продали лес и земли под дачи. В московских газетах появились объявления об устройстве дачного поселка недалеко от Москвы по Щелковской ветке Ярославской железной дороги. Предприниматели обещали застройщикам сделать поселок одним из самых благоустроенных в Подмосковье: с парком, скверами, спортивными павильонами, плавательными бассейнами, асфальтированными проспектами (в России в то время асфальт еще не применялся), с телефонами на дачных участках. Еще не было построено ни одной дачи, а на 17-й версте от Москвы, между Мытищами и Болшевом, в 1914 г. появился полустанок с необычным названием Вилла Подлипки.

Накануне Февральской революции бывшее имение Перлова приобрело английское акционерное общество “Бекос” и приступило к строительству завода военных самоходов. Но развернуть полностью производство англичане не успели: началась революция. После Февральской революции рабочие завода выступили в поддержку большевиков. В марте избрали на заводе Совет рабочих депутатов, участвовали в первомайской демонстрации в Мытищах, в забастовке протеста вдень открытия так называемого Государственного совещания в Москве 12 августа, 11 сентября приняли резолюцию с требованием демократической республики, вооружения рабочих, рабочего контроля над производством, права наций на самоопределение.

Установление Советской власти в Болшеве и других населенных пунктах этой округи прошло мирным путем. В октябрьские дни отряд Красной гвардии из рабочих болшевской фабрики в составе 42 человек выступил на помощь сражающимся с юнкерами рабочим Москвы.

В годы гражданской войны многие рабочие Болшева ушли на фронт. Коммунисты прядильной фабрики И.Е. Ласточкин, М.М. Колбенов, И.А. Спицын в боях под Новохоперском проявили стойкость и мужество, оцененные Политотделом Южного фронта как “выдающиеся перед социалистической республикой”. Болшевские фабрики в годы гражданской войны не работали: не было топлива и сырья. Последние тонны хлопка поступили в августе 1918 г. Тем не менее, делаются первые шаги по налаживанию экономической жизни, используются в хозяйственных целях помещичьи имения. Так, в 1918 г. крестьяне с. Болшева собственными силами создали небольшую электростанцию, приспособив под нее машину, взятую с водокачки помещичьего имения.

В освободившихся домах помещиков открылись детские дома и детские колонии для беспризорных детей, клубы и Народные дома. В Болшеве в первые послереволюционные годы было создано четыре детских учреждения для 535 детей открылся вечерний университет политических знаний, занятия в котором проводили квалифицированные пропагандисты, среди которых были большевики с большим опытом революционной работы (И.Е. Ласточкин).
Заметный след в истории города оставила группа питерских рабочих-большевиков, о чём следует рассказать особо.
В 1918 г. из Петрограда, на подступах к которому стоял интервенты, было решено эвакуировать некоторые заводы. Вместе с заводами уезжали рабочие, многие с семьями. Часть оборудования перевозили по железной дороге, часть — на баржах по рекам. Эвакуация длилась более года. Так в Москве и в Подмосковье оказались рабочие-питерцы с семьями.

Протокол заседания Малого СНК от 5 апреля 1920 г. в котором был пункт о переселении в Подлипки группы рабочих, был подписан В.И. Лениным. Так, в пустовавших дачах в Подлипках поселились И.А. Поливанов, С.С. Ульянов, М.А. Барабанов, В.3. Зимин, Г.П. Емельянов—соратники М.И. Калинина по подпольной работе в Петербурге в 1911—1912 гг. и Т.Р. Соловьев.

Питерские рабочие вели в округе большую политическую работу. Все участвовали в субботниках, которые устраивались тогда довольно часто. Есть их заслуга и в налаживании культурной жизни. В 1920 г. в одном из зданий в Подлипках они помогли оборудовать клуб. Созданный при их участии драматический кружок ставил пьесы Островского и Гоголя, выезжал с постановками на заводы и фабрики.

В 1920 г. в бывшем имении Крафта в Костине был организован совхоз. Здесь с 17 января по 1 марта 1922 г. жил и работал В.И. Ленин. За полтора месяца жизни в Костине Владимир Ильич написал более 190 документов по вопросам партийного, государственного и хозяйственного строительства, внешней политики Советской Республики. Дом, в котором жил Ленин, решением партии в 1939 г. превращен в музей В.И. Ленина.

С 1921 г. экономика Болшева и округи постепенно восстанавливается и набирает силу. В этом году в соответствии с планом ГОЭЛРО бумагопрядильная и ткацкая фабрика (бывш. Ф. Рабенека) переоборудуется в электростанцию мощностью в 2350 кВт. Она стала снабжать электроэнергией Мытищинский вагоностроительный завод, Мытищинскую водоподъемную станцию, подававшую воду в Москву. Электростанция питалась торфом. Она проработала до конца 1924 г., а 1 мая 1925 г. вновь была пущена как прядильная фабрика. В честь знаменательного дня пуска фабрика стала называться им. 1 Мая.

В 1922 г. начала работать фабрика бывших Сапожниковых в Куракине. Станки к этому времени пришли в нерабочее состояние. Квалифицированных рабочих осталось очень мало, специалистов не было. Рабочие сами ремонтировали станки, устраивали воскресники по добыче топлива на торфяных болотах. Ткачихи Н. Мотова, К. Бабаева, В. Васильева выступили инициаторами почина: одна ткачиха обслуживает два станка. Почин стал известен в Подмосковье. Перенимать передовой опыт приезжали с других текстильных предприятий.

В 1923 г. фабрика неоднократно выходила победительницей социалистическом соревновании московских фабрик Шелкотреста. Ей было присвоено название “Передовая текстильщица”.

В 1923 г. в Подлипках было закончено строительство первого значительного по тому времени сооружения — водонапорной башни. На торжества приехали М.И. Калинин и председатель СНК Украины В.Я. Чубарь. Гости сфотографировались вместе с рабочими, среди них были и питерцы. Затем клубе состоялось собрание, с докладом выступил М.И. Калинин, кадровым рабочим вручили персональные приветствие В Музее М.И. Калинина в Москве хранится автограф Калинина: “Приехал впервые, надеюсь, не в последний раз 8. XI. 1923 г.”. И действительно, Всероссийский староста не однократно потом приезжал в гости к рабочим, к своим друзьям по Питеру.

Бумагокрасильная фабрика бывш. Ф. Рабенека с 1921 г. приспособленная под мельницу, в 1930 г. послужила базой для создания Болшевского машиностроительного завода (БМЗ) по производству машин для пищевой промышленности.
К началу 30-х гг. кадры рабочих выросли на всех предприятиях. На фабрике им. 1 Мая в 1931 г. насчитывалось 1,8 тыс. рабочих; на фабрике “Передовая текстильщица” —около 400 человек. В 30-е гг. на предприятиях зарождается и получает широкое распространение стахановское движение. Его зачинателем на “Передовой текстильщице” была ткачиха М. Н. Дворянинова. Она первой стала работать на четырех станках; в 1939 г. ее наградили орденом Трудового Красного Знамени. На фабрике им. 1 Мая первыми стахановцами были Е.В. Ганин (до революции — организатор марксистских кружков в Болшеве) и Н.М. Соловьева.

В 1925 г. в Костине по инициативе Ф.Э. Дзержинского была создана трудовая коммуна (она носила название Болшевскойтрудкоммуны им. ОГПУ №1) по перевоспитанию правонарушителей, которым срок заключения заменялся работой в коммуне.

При непосредственном участии коммунаров в селе были построены спортивно-обувная фабрика и спортивно-механический завод. Коньки, лыжи, теннисные ракетки, спортивная обувь и одежда с маркой “Болшевскаятрудкоммуна” расходились по всей стране. Сами коммунары увлеченно занимались спортом. Они построили стадион, на котором проходили международные футбольные встречи. Из воспитанников коммуны вышли заслуженные мастера спорта В.Д. Трофимов и И.И. Конов.

Информация взята из книги "Калининград Королев. Полвека, ставшие эпохой". Авторы - Р. Позамантир, С. Мержанов, Л. Бондаренко, Ю. Сороколетов.

Создание сайта It-crafts